Когда в 2022 году начался конфликт в Украине, многие западные бренды покинули Россию, попав под давление со стороны ЕС и США. Данные политические шаги были предприняты вместе с санкциями с целью дестабилизации экономики РФ. Однако, такое решение имело и обратную сторону. Средства производства и ценная инфраструктура осталась в России, что позволило некоторым брендам продолжить реализацию продукции под другими именами. Насколько обоснованным был показательный разрыв экономических отношений покажет только время. В этой статье мы рассмотрим какие бренды вернулись в Россию в 2023 году.
Убытки западных компаний
McDonalds, Starbucks, Google, Microsoft, H&M, Nike, Zara и сотни других компаний покинули РФ вскоре после начала событий в Украине. Западные компании начали сокращать свои инвестиции, закрывать магазины и прекращать продажи в России в ответ на давление инвесторов и клиентов. Западные СМИ писали об этом как о феноменальном толчке, который сломит российскую экономику и, в конечном счете, россиян. Обратной стороной разрыва экономических отношений стали огромные убытки, которые понесли западные компании, потеряв российский рынок. Поэтому ответ на вопрос вернуться ли иностранные бренды в Россию или нет пришёл по прошествии года.
По данным РБК DAILY, потери от прекращения иностранными компаниями деятельности в России или их полного ухода составляют от 200 до 240 миллиардов долларов с конца февраля 2022 года. Согласно отчету, значительные потери понесли международные компании, занятые в нефтегазовой, финансовой, автомобильной и пищевой промышленности.
Однако, не все компании отказались от российского рынка и клиентов. Около 47 из 200 крупнейших корпораций мира по-прежнему ведут бизнес в РФ или поддерживают экономические отношения со страной. При этом, сегодня иностранные бренды, вернувшиеся в Россию, осознают ценность этого рынка, поэтому продолжают свою активную работу.
Какие бренды вернулись в Россию
Те бренды, которые ушли, теперь стремятся вернуться в Россию, а многие уже вернулись, но были вынуждены сменить свои оригинальные имена. И это вполне оправданно. Резкий разрыв экономических отношений не дал ожидаемого результата. Это решение лишь открыло новые возможности для конкурентов мировых брендов на рынке в России. Поэтому вопросы о том, когда в Россию вернуться автомобильные бренды или компании по продаже одежды, уже не слишком актуальны. Далее рассмотрим какие известные компании сделали шаг назад и теперь снова обеспечивают россиян своей продукцией и услугами.
McDonald’s
Один из самых крупных представителей фаст-фуда - сеть ресторанов McDonald’s, покинула Россию в 2022 году. Компания уходила поэтапно, закрывая точки своих продаж в различных городах РФ (в конечном счёте ликвидировав все рестораны). Но уже спустя несколько месяцев после ухода, вдруг объявила о своём возвращении. Активы компании McDonald’s выкупил Александр Говор, который также является владельцем бизнеса «Гид». При этом бренд сменил логотип и стал работать под наименованием «Вкусно и точка». Однако концепция быстрого питания осталась прежней.
При этом и другие бренды быстрого питания заявили о возвращении, например, KFC, Pizza Hut и так далее. А кроме них в скором времени планируют вернуться в Россию косметические бренды.
Starbucks
Многие знают о крупной сети Starbucks. В мае 2022 года компания приняла решение покинуть российский рынок, но уже в июле бизнес в РФ выкупил рэпер Тимати, именитый ресторатор Антон Пинский и компания «Синдика». Сегодня эта сеть компаний продолжает свою активную работу на территории РФ, но уже под названием Stars coffee и с видоизменённым логотипом.
IKEA
В июне прошлого года шведская компания-производитель товаров для дома и мебели IKEA заявила, что навсегда покидает рынок РФ из-за нарушения поставок своей продукции и санкций. Однако после ухода прошло не так много времени (всего пару месяцев), и многие СМИ стали публиковать свои издания с заголовками: «Икеа вернется в Россию под новым брендом». Так и произошло: в сентябре того же года бренд сменил своё название на «Икея» и теперь снова активно работает на рынке РФ.
Inditex
В 2022 году многие производители одежды приняли решение не оставаться на территории РФ, поэтому такие бренды как Bershka, Massimo Dutti, Zara и Oysho, входящие в испанский холдинг Inditex, покинули рынок. Вместе с этим по всей стране было закрыто свыше 5000 точек продаж. Тем не менее, Россия являлась довольно крупным рынком сбыта, ежегодно принося огромную прибыль. Поэтому компания заявила о своём возвращении, но уже под другими торговыми наименованиями: Zara – Maag, Bershka – Ecru, Pull&Bear — DUB и так далее.
Какие бренды одежды ещё вернулись в Россию? Среди самых крупных игроков также можно выделить LPP Group, Fiba Retail, Reebokб Levi Strauss & Co. и прочие.
The Coca-Cola Company
И снова всемирноизвестный американский бренд с многомиллиардной капитализацией - The Coca-Cola Company. Фирма известна благодаря своим безалкогольным напиткам: Coca-Cola, Fanta и т. д.
Объявив в марте о своём уходе, компания ушла с нашего рынка. Но уже спустя пару недель подразделение компании из Российской Федерации приняло решение переименовать The Coca-Cola Company в ООО «Мултон партнерс». А напитки всё так же продолжили поставляться на российский рынок, но под названием «Добрый Кола».
Выгода или принципы
Очевидно, что компании Запада не готовы упустить огромный прибыльный рынок России. И необходимость уйти появилась только под давлением со стороны США и ЕС. Ответ на вопрос вернутся ли все бренды в Россию пока остаётся открытым. Политическая обстановка находится в нестабильном состоянии и новые сведения приходят каждый день. Но если рассматривать ситуацию с логической точки зрения, то никаких препятствий для возвращения со стороны Российской Федерации для иностранных компаний пока что не существует.