Федеральная служба государственной статистики обнародовала данные, согласно которым за недельный период с 20 по 26 апреля средняя розничная стоимость бензина снизилась на одну копейку относительно предыдущей недели.
Марка Аи-98 осталась на прежнем уровне, цена за литр Аи-91 и Аи-95 опустилась на три копейки, застыв на уровне 42.41 и 45.85 соответственно. Больше всех подешевел дизель, его ценник упал на пять копеек.
Отмечается, что динамика падения розничной стоимости топлива наблюдалась в течение всего апреля.
Стоит ли рассчитывать на удешевление
При снижении мировых нефтяных котировок и отрицательной цене на нефть, многие обрадовались возможному падению бензина, но нет, рассчитывать на удешевление точно не стоит. Важно понять, что механизм биржи работает немного по-другому. Там реализуется лишь малая часть топлива: гос.нормативы позволяют выставить на торги только 10% от общего количества.
На бирже в меньшей степени осуществляют закуп независимые мелко сетевые заправки, которые не могут влиять на уровень рынка. Большинство — это как раз вертикально интегрированные предприятия, которые добывают, обрабатывают, транспортируют и продают топливо на собственных заправках. А это означает, что их компаниям приходится платить все утвержденные государством акцизы и налоги.
Государственная поддержка
К и без этого многочисленным обязательным взносам добавился еще один (хотя, по сути, он и не является налогом) — демпферный механизм. Суть демпфера в том, что если за рубежом топливо реализуют по большей, чем в России цене — государство возмещает недополученную прибыль. Но сегодня механизм действует в обратную сторону, и нефтяники выплачивают в бюджет страны колоссальные средства, так как экспортное сырье на треть дешевле отечественного.
С 1 тонны государство получает 17 000 рублей
В начале пандемии нефтяные компании обратились в Минэнерго с просьбой пересчитать демпферные платежи по текущим, а не усредненным котировкам, что позволило бы в полтора раза уменьшить нынешние платежи.
Но в условиях падающих и нестабильных нефтяных котировок на мировых рынках, а вслед за ними снижающиеся экспортные пошлины, не оставили регуляторам выбора: платежи по демпферу — способ компенсировать потери. Поэтому в данный момент и в обозримом будущем, не стоит ждать изменений.