В 90% случаев Банк России штрафует банковские учреждения за нарушения правил доступа к данным заемщиков

В 90% случаев Банк России штрафует банковские учреждения за нарушения правил доступа к данным заемщиков

Банк России все реже применяет штрафные санкции к банковским учреждениям, однако в 90% случаев причиной является произвольный доступ к данным клиентов, пишет Коммерсант. Конечно, для этого требуется согласие заемщика, которым продолжают пренебрегать банки. За прошедший год административной ответственности подверглось 162 организации, что на 17% ниже 2020 года. Лидером среди нарушителей оказался ФК Открытие, набравший 76 постановлений. Вслед за ним идет Альфа-Банк, Тинькофф Банк.

Доступ к истории возможен только после согласия гражданина. Со слов Сергея Новикова, партнера GRM консалтинговой группы, без него информация остается доступной узкому кругу лиц, например, БР, судебным приставам, судам, следственным органам и так далее. Юрлица, допустившие нарушения, штрафуются на сумму 30000 - 50000 рублей. В законе о кредитных историях указано об обязательстве запрашивающего располагать одобрением имеющего кредитную историю. При этом БКИ не обязаны проверять присутствие согласия у банка, подчеркнули в регуляторе.

Профессиональные кредиторы списывают погрешности на "технику", сбои, технические ошибки. При быстром оформлении займов существует упрощенная процедура, при которой невозможно удостовериться в факте получения банком согласия от клиента на запрос в БКИ кредитной истории. Из-за неправомерных запросов может пострадать оценка берущего в долг, что скажется не лучшим образом на дальнейшем кредитном опыте человека, подчеркнула Евгения Лазарева, руководитель направления "За права заемщика" в ОНФ. Иногда клиент сам ошибочно дает свое согласие на запрос в БКИ банком, поставив ошибочно галочку в тексте, написанном мелким шрифтом, заметила общественный деятель.

Согласно данным ОКБ, ежемесячно финансовые учреждения подают запросы на миллионы историй граждан, нередко допуская ошибки. В НБКИ жалобы граждан на незаконный доступ связаны с ростом запросов своих кредитных историй, персонального кредитного рейтинга. В Банке России подчеркнули важность проверки отправки в БКИ полной информации.

Информация была полезна?

246 оценок, среднее: 4.5 из 5