В условиях текущей эпидемиологической обстановки падения рынка автокредитования не наблюдается, однако на фоне фактического дефицита авто отмечается ухудшение его маржинальности, сообщает Коммерсант. При этом производители не проявляют активности, а дилеры диктуют свои условия. С учетом складывающейся ситуации банки ищут новые возможности автокредитования, в том числе с использованием маркетплейсов, экосистем, расширения предлагаемых автомобильных марок.
В декабре 2021 года количество кредитов на машины превысило показатель предыдущего ноября на 7%, составив 76100, и на 4% - значения декабря прошлого года. Месячные объемы займов побили рекорды, достигнув 102 млрд рублей. За год данный показатель составил порядка 1,1 трлн рублей. Вместе с тем, если до пандемии декабрь являлся рекордным по автозаймам, то на текущий момент ситуация не такая благоприятная: показатель за последний месяц года оказался хуже, чем за предыдущие 11 месяцев. Ситуация была спасена увеличением среднего чека, разгоном инфляции, так что рост оказался на уровне 28% - это рекорд за 5 лет.
В ближайшее время эксперты ожидают дальнейшего удорожания кредитов, что связано и с ростом ключевой ставки, которая только за декабрь поднялась на 1 п.п. до 8,5% и вскоре достигнет 9 - 9,5%. Продолжится процесс удорожания новых автомобилей, наблюдаемый на фоне общего мирового кризиса: только за несколько дней января цены на востребованные модельные ряды возросли на 2-3%. Расценки поднимаются из-за дефицита машин, состояния неопределенности, считает Иван Жигарев, руководитель направления автокредитования ВТБ.
При этом некоторое увеличение объемов автокредитования практически никак не сказалось на финансовых банковских показателях. За 9 месяцев ушедшего года, как свидетельствуют документы РСБУ, процентные доходы по займам клиентов, например, у Сетелем-Банка сократились до 13,1 млрд рублей (на 1%).