Представители платежных систем рассказали «Известиям», что их сервисами по продвижению услуг через специальные платформы воспользовались около 2 тыс. предпринимателей из 6 млн МСП по стране. В «Опоре России» считают, что для малого бизнеса актуальна любая помощь, но программы Visa и MasterCard были бы более эффективными в спокойной экономической ситуации. Сейчас предпринимателям важнее прямые меры поддержки — такие как снижение Центробанком и кредитными организациями эквайринга до 1%.
Платформенная поддержка
В мае-июне 2020-го платежные системы Visa и MasterCard запустили в интернете платформы по поддержке малого бизнеса в период коронакризиса. За прошедшее время к программе #Прокачайбизнес от Visa — маркетплейсу товаров и услуг малых компаний, который позволяет увеличить поток клиентов на сайты организаций — подключилось 1780 компаний из сегмента МСП, сообщили «Известиям» в финансовой корпорации. При этом в России, по данным ФНС, действует более 6 млн таких предприятий. Однако в Visa не теряют оптимизма: там уверены, что число участников будет расти, потому что для малого бизнеса в кризис важна любая поддержка.
Собственный сервис #ПоддержиБизнес запустила и MasterCard совместно с «Яндексом». Эта платформа позволяет найти на картах точку продажи и купить продукцию с доставкой на дом, а также дает возможность забрать покупку или получить услуги лично, когда предприятие вернется в нормальный режим работы. За месяц предприниматели — участники программы смогли собрать для 40 проектов более 1,5 млн рублей. Поддержку им оказали более 1,3 тыс. спонсоров, сообщил «Известиям» руководитель направления по развитию коммерческих продуктов и продажам MasterCard в России Джемал Агрба. По его словам, проект позволяет объединить крупный, малый и средний бизнес, а также самих покупателей для поддержки экономики.
Аналогичные программы поддержки МСП уже запускали и российские банки. Например, Росбанк реализовал краудфандинговую программу Planeta.ru. «Тинькофф» помогал клиентам быстрее перейти в онлайн: создать сайт и найти партнеров по доставке, а также проводил вебинары и индивидуальные консультации клиентов-юрлиц. В Делобанке сообщили, что показывали рекламу бизнеса из сегмента МСП в интернете вместо собственной. Банк «Восточный» запустил профильные вебинары с экспертами.
Всему свое время
Сервисы, которые предлагают платежные системы, в большей степени направлены на продвижение бизнеса, которое эффективно и актуально в некризисное время, подчеркнул Павел Сигал. По его словам, главная проблема сейчас — это падение потребительского спроса. Когда он восстановится до уровня прошлого года, любому виду бизнеса станет легче, и тогда можно будет думать о развитии — в том числе через сервисы, которые предлагают платежные системы.
— Для подавляющего большинства представителей бизнеса сейчас главные проблемы заключаются в отсутствии оборотных средств, сильно упали продажи. Сократился спрос, потому что у населения снизились доходы и граждане начали экономить, — заявил Павел Сигал.
Предлагаемые Visa и MasterCard программы развития бизнеса — хорошая инициатива, цивилизованный путь развития бизнеса. Но время для проекта подобрано неудачно, согласен директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. В период кризиса растет спрос на наличные, увеличивается доля теневого сектора, значительную роль в котором играет малый бизнес, отметил он.
Прямые меры
Многие кредитные организации сосредоточились на удешевлении условий обслуживания для своих клиентов. Так, МКБ в два раза снизил плату за пакеты услуг для бизнеса, а «Дом.РФ» вовсе отменил ее для пострадавших от коронавируса предпринимателей. Юникредит также предложил клиентам два месяца бесплатного обслживания. Сбербанк отменил плату за обслуживание терминалов и касс, УБРиР обнулил тарифы за внесение выручки на счета через банкоматы, а Райффайзенбанк сделал бесплатным доступ к мобильному приложению для бизнеса, рассказали «Известиям» в кредитных организациях.