Каждый четвертый держатель банковских карт в России (27% респондентов) находится в группе риска и может стать жертвой мошенников, так как готов сообщить посторонним персональные данные банковских карт, которые нельзя раскрывать (срок действия и CVV-код). Об этом говорится в исследовании аналитического центра НАФИ (есть у РБК). С попытками мошенничества в том или ином виде столкнулось чуть меньше трети владельцев карт.
Всероссийский опрос проводился в июле 2020 года. В нем участвовали 1,6 тыс. человек старше 18 лет, проживающих в 136 населенных пунктах в 50 регионах. Выборка построена на официальной статистике Росстата, она репрезентативна по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Насколько уязвимы держатели карт
Согласно опросу, 31% имеющих банковские карты респондентов сталкивались с мошенничеством:
- у 14% злоумышленники пытались по телефону узнать данные с помощью социальной инженерии;
- 13% неизвестные просили перевести деньги якобы для помощи знакомым, оформления выигрыша и т.д.;
- 8% получали сообщения или электронные письма, содержащие вирусы или вредоносные ссылки;
- 6% получали сообщения о подтверждении или отмене операций по карте, которые они не совершали;
- у 2% данные с карты посторонние узнали неизвестным им путем.
В результате жертвами мошенников стали 4% респондентов, остальные не понесли финансовых потерь.
Директор по исследованиям аналитического центра НАФИ Алексей Комиссаров считает, что большая доля держателей карт, готовых сообщить конфиденциальные данные своих карт, говорит о том, что банки недостаточно внимания уделяют просветительской работе с клиентами.
«Довольно большая доля россиян — держателей карт, которые находятся в группе риска и готовы сообщить конфиденциальные данные своих карт, свидетельствует о недостаточном уровне просветительской работы, которая ведется банками, выпускающими карты. То, какие данные карты можно передавать, например, для денежного перевода, а какие нет, неочевидно: банки редко сопровождают вновь выданные карты памятками с деталями», — считает директор по исследованиям аналитического центра НАФИ Алексей Комиссаров. По данным ЦБ, в 2019 году банки вернули клиентам лишь 15% украденных у тех средств (935 млн руб.).
Что говорят в банках
В МТС Банке считают, что фактически этот показатель может быть выше, поскольку выводы сформированы только на основании ответов респондентов. По мнению Росбанка, потенциальными жертвами могут быть более 50% держателей карт.
Доля потенциально уязвимых клиентов от банка к банку сильно различается, считает директор службы информационной безопасности ПСБ Дмитрий Миклухо: «Это зависит как от возрастной структуры клиентской базы (люди пожилого возраста менее информированы и более доверчивы), так и от работы банка по информированию и повышению финансовой грамотности своих клиентов». Он добавил, что у Промсвязьбанка доля таких клиентов ниже, но в апреле количество обращений клиентов, столкнувшихся со звонками мошенников, увеличилось примерно на 40%.
Почта Банк ежедневно фиксирует попытки атак с помощью социальной инженерии, при этом самыми уязвимыми категориями клиентов являются люди старшего возраста и подростки, указывает вице-президент, директор по безопасности Почта Банка Станислав Павлунин. Порой люди так подпадают под воздействие мошенников, что разубедить их бывает очень сложно даже сотруднику банка, отмечает он. ВТБ, который, как и другие банки, сообщил, что регулярно напоминает клиентам о необходимости соблюдения основных правил безопасности, отмечает значительный рост их уровня финансовой грамотности за последние годы.