В РФ готовят тотальный контроль за операциями юрлиц с наличными. Банки обяжут сообщать обо всех операциях предпринимателей с налом на сумму 600 тыс.

Пересчет наличных

В России будет введен тотальный контроль за операциями юридических лиц с наличными. Это произойдет, если Госдума примет законопроект с поправками к антиотмывочному закону, которые формально направлены на снижение нагрузки по обязательному контролю. Ко второму чтению в документе появились изменения, которые по мнению экспертов, принципиально трансформировали его суть. Прежде всего — в вопросе операций предпринимателей с наличными на сумму 600 тыс. рублей и более. Действующие нормы освобождают банки от необходимости сообщать о таких операциях, если они связаны с хозяйственной деятельностью юрлиц, законопроект же предполагает тотальный контроль за кэшем. По мнению специалистов, это осложнит жизнь кредитным организациям, а также, возможно, будет иметь неприятные последствия и для предпринимателей. В ЦБ и Росфинмониторинге с этим не согласны.

Видимые послабления

В первом чтении законопроект о внесении изменений в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (115-ФЗ) был принят еще в мае 2019 года. Цель норматива — усовершенствовать обязательный контроль за финансовыми операциями. В конце июня 2020-го Совет Госдумы рекомендовал внести документ на рассмотрение во втором чтении 8 июля этого года с учетом дополнительных поправок.

Одно из самых существенных изменений касается контроля за операциями юридических лиц с наличными средствами. В текущей версии закона на банки возложена обязанность сообщать об операциях (снятии или зачислении на счет) с денежными средствами на сумму 600 тыс. рублей и более, если они не обусловлены характером хозяйственной деятельности. В законопроекте упоминание «хозяйственной деятельности» исчезло. Таким образом под контроль попадают любые операции юридических лиц с наличными на сумму свыше 600 тыс. рублей.

Казалось бы, это должно облегчить банкам жизнь. Им не нужно будет разбираться в деталях — достаточно просто отправлять сообщение обо всех операциях с наличностью на сумму 600 тыс. рублей и более. Но, как пояснил «Известиям» Александр Наумов, именно к хозяйственной деятельности относится большинство операций юрлиц с наличными — внесение на счет выручки, снятие средств на зарплату, оплату командировок и т.п.

Эксперт Центра исследований проблем реальной экономики Ольга Лебединская также считает, что новые изменения поставят банки в достаточно тяжелое положение, поскольку для поддержки клиентов некоторые из них уже разработали бесплатные сервисы проверки контрагентов.

Выигравших нет?

Как полагает Руслан Аллалыев, подобная новелла может спровоцировать отток клиентов, занимающихся бизнесом, сопряженным со значительными потоками наличных средств.

— Например, в аграрном секторе. Безусловно, стоит ожидать увеличения количества случаев блокировок счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, — считает он.

В пресс-службе Центробанка «Известиям» сообщили, что регулятор поддерживает изменения, предложенные депутатами, поскольку для банков работа по 115-ФЗ упростится, а клиенты будут получать меньше отказов в проведении операций.

По мнению Александра Наумова, для юридических лиц обновленный обязательный контроль может стать неприятным сюрпризом — они будут спрашивать у банков, что подозрительного во внесении на счет выручки от реализации или снятии наличных на зарплату? Тем более, эти процессы и так уже контролируются Федеральной налоговой службой (ФНС).

Как пояснил «Известиям» статс-секретарь — заместитель директора Росфинмониторинга Герман Негляд, обязательный контроль не значит, что операция является подозрительной.

— Эта информация используется для макроанализа и мониторинга, — сказал он. — Клиентам переживать особо не стоит. Для них ничего не поменяется по сравнению с текущей ситуацией. Они как работали с банками, так и будут работать. При этом кредитным организациям не надо будет тратить время на анализ каждой операции. Эту функцию мы берем на себя.

При этом, по его словам, отменить институт контроля за операциями с наличными нельзя — он себя оправдал, эта функция полезна для оценки рисков.

Тем не менее сумма обязательного контроля — 600 тыс. рублей для банковских операций и 3 млн рублей для сделок с недвижимостью — не такая большая по нынешним меркам, отметил Александр Наумов. Даже ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием. — «Известия») в рамках четвертого этапа взаимных оценок рекомендовала увеличить этот порог, поскольку с 2002 года, когда был введен обязательный контроль, уровень цен вырос в три раза, рассказал представитель Национального финансового совета.

— Отмечу, что 115-й закон не содержит никаких норм, которые обязывали бы, грубо говоря, индексировать сумму порога с учетом инфляции и других обстоятельств, — заявил Герман Негляд. — Мы пришли к выводу по результатам анализа, что эта сумма адекватна и соответствует размеру тех операций, которые нас интересуют.

Поэтому на данном этапе увеличение признано нецелесообразным, подытожил замглавы Росфинмониторинга.

Информация была полезна?

246 оценок, среднее: 4.5 из 5