До сих пор через созданную ЦБ Систему быстрых платежей (СБП) таким образом можно было осуществлять переводы только между счетами физлиц в разных банках, а также оплачивать товары и услуги в некоторых магазинах. Главный вопрос, будет ли противиться новому сервису Сбербанк.
Первую b2c-операцию провели банк «Русский cтандарт» и ВТБ, которые перечислили заемные средства от микрофинансовой организации «Микроклад» в адрес его клиента. Представители банков и МФО подтвердили эту информацию. «Русский cтандарт» подключил к СБП «Микроклад» и отправил перевод, уточнила директор департамента эквайринга банка Инна Емельянова. ВТБ реализовал возможность получения своими клиентами переводов от юридических лиц через СБП, сказал руководитель департамента цифрового бизнеса, старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов. Он уточнил, что первый B2С-перевод был проведен 30 июня.
Когда нужны b2c-переводы
Новый функционал можно использовать для любых целевых переводов от компаний физическим лицам, например для перечисления денежных призов за участие в конкурсах и акциях или дохода от инвестиций, рассказывает Емельянова. Через СБП люди также смогут получать деньги при продаже автомобиля в автосалонах, в дальнейшем сервис будет использоваться и для перечисления зарплат.
Механизм будет востребован и при выплатах курьерам, таксистам, фрилансерам и так далее, отмечает руководитель направления развития электронной коммерции Райффайзенбанка Георгий Коннов. «Сервис также релевантен в сферах страхования, управляющих компаний и МФО», — добавляет он.
- Новая банковская услуга работает для любых целевых переводов от компаний физлицам — для перечислений дохода от инвестиций, при продаже автомобиля в автосалонах, для выплат курьерам, таксистам, фрилансерам, а в перспективе и для перечисления зарплат.
- Среди плюсов можно отметить, что для такого перевода не нужны сложные реквизиты — достаточно номера мобильного телефона, к которому привязан счет клиента в банке-участнике СБП. Кроме того, перевод осуществляется практически мгновенно, в круглосуточном режиме и с минимальной комиссией.
- В новой услуге заинтересованы многие участники микрофинансового рынка: она снизит расходы кредиторов и позволит усилить защиту от мошенников, так как клиент при этом не указывает номер своей карты.
- Сервис уже запустили несколько банков, в том числе ВТБ, «Русский cтандарт» и Райффайзенбанк. Вскоре к ним присоединятся и другие. Однако пока не известно, как к этому отнесется главный игрок на рынке — Сбербанк, который крайне неохотно, порой только при давлении ЦБ, внедряет в свою экосистему функции СБП.
В случае с микрокредитами МФО при переводе займа на карты платят банку в среднем от 1 до 3% в зависимости от суммы перевода, основная часть этой комиссии устанавливается платежной системой. Размер комиссий в СБП хотя и ограничен 3%, но устанавливается для банков самим ЦБ в зависимости от суммы перевода.
Сейчас комиссии для юридических лиц банки могут устанавливать самостоятельно, отмечает один из источников РБК. Как рассказал Мехтиев, тарифы в СБП интересны рынку МФО: «Самый верхний потолок, который мы видели, ниже того тарифа, который сейчас есть у крупнейших МФК при переводе денег на карты потребителей. Соответственно, дальше все будет зависеть от объемов переводов и переговорной позиции рынка с тем или иным банком».
Подробнее читайте в материале на сайте РБК.