Банки запустят новые продукты с заявкой через «Госуслуги». Их можно оформить с использованием сведений, внесенных на сайт госуслуг. В том числе сервисы по автоматическому обновлению данных паспорта, увеличению кредитного лимита, а также открытию дебетовых карт и вкладов, рассказали «Известиям» в крупнейших российских финансовых организациях. Для клиента такой опыт сокращает время заполнения формы, исключает ошибки и необходимость собирать справки из ПФР и ФНС, а для банка — упрощает проверку документов, пояснили на рынке. К пилотированию сервиса по оформлению кредитных заявок с помощью «Госуслуг» уже подключились 10 банков. Более 113 тыс. клиентов дали согласие на обработку персональных данных, сообщили «Известиям» в ЦБ.
Расширение интеграции
Кредитные организации планируют расширять список продуктов, заявки на которые можно подать с помощью данных с портала госуслуг. Сейчас с помощью портала можно подать заявку только на кредитные продукты в 10 банках и одной страховой компании, а на стадии подключения к проекту находятся еще четыре кредитные организации и два страховщика, сообщили «Известиям» в Центробанке.
Клиентам не потребуется идти в офис, чтобы уведомить банк о смене документов, окончании срока действия паспорта, изменении места жительства, отметила руководитель центра компетенций инновационных технологий цифрового бизнеса Промсвязьбанка Ольга Алексюк. Сейчас, согласно договору с банком, клиент должен уведомлять его о смене персональных данных.
Первая волна
В Сбербанке с помощью данных из «Госуслуг» уже можно подать заявку на ипотеку, рассказали «Известиям» в кредитной организации. В ВТБ сообщили, что клиенты могут предоставить данные через государственный портал для оформления займа, получения кредитной карты и рефинансирования имеющейся ссуды. Подать заявку на потребкредиты таким образом уже можно в Совкомбанке, СКБ-Банке, «Альфе», ПСБ, МТС-Банке, Почта Банке, «Ак Барсе», РКНБ, заявили в этих финорганизациях. «Зенит» и УБРиР сообщили «Известиям» о своем желании участвовать в проекте в будущем.
— Клиент может заполнить заявку на сайте банка, авторизировавшись с помощью логина и пароля от портала госуслуг, если он имеет подтвержденную учетную запись. Далее он может дать согласие на передачу банку собственных персональных данных и дополнительной информации, например из ПФР. Это позволяет автоматически заполнить соответствующие разделы анкеты на сайте банка, — описала клиентский путь Ольга Алексюк из Промсвязьбанка.
Если человек уже выступает клиентом банка, сервис которого выбрал, после заполнения заявки ему остается только завизировать договор — онлайн с помощью электронной подписи или поставив ее на бланке в одном из офисов, пояснила гендиректор Ассоциации ФинТех (АФТ) Татьяна Жаркова (на площадке этой ассоциации была разработана концепция Цифрового профиля). Она подчеркнула: клиенту, который в банке ранее не обслуживался, нужно будет пройти идентификацию либо удаленно через единую биометрическую систему (если там уже хранятся слепки его лица и голоса), либо лично в офисе банка с паспортом.
Быстрее и надежнее
Проект освобождает граждан от сбора документов из разных ведомств для предоставления в финорганизацию, подчеркнули в ЦБ в ответ на запрос «Известий». Кроме того, сокращается время заполнения заявки, при этом исключаются ошибки. Банки и страховые, в свою очередь, благодаря этому сервису могут получать необходимые сведения о клиенте из доверенных государственных источников (в том числе баз данных ФНС, Росреестра, МВД, ПФР) в режиме «одного окна», отметили в Банке России.
Согласие дали около 50% клиентов, выбравших опцию авторизации через «Госуслуги» для автоматического заполнения заявки: это высокий процент, говорящий о доверии к сервису, подчеркнули в АФТ.