В период пандемии число новых клиентов на рынке электронной коммерции достигло 7 млн человек, оценили в Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ). Всего в России услугами рынка интернет-продаж пользуются порядка 60 млн граждан. В ФАС «Известиям» заявили, что росту объемов услуг и клиентов цифровых платформ способствовала развитая конкурентная среда. Представители отрасли уверены, что карантин сформировал у россиян привычку к онлайн-покупкам, которая останется и в будущем.
Следуя за e-commerce
По оценкам директора по исследованиям Data Insight Бориса Овчинникова, ряды клиентов маркетплейсов пополнились примерно на 10 млн человек. «Эпопея» с карантином даст рынку интернет-торговли долгосрочный позитивный толчок, уверен он.
Приток новых покупателей в период пандемии в среднем по рынку в каждом интернет-магазине составил 200% год к году, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Он пояснил, что в абсолютных цифрах невозможно назвать количество, так как клиент, активно пользующийся услугами одного маркетплейса, в другом автоматически будет считаться новым. По итогам 2019-го онлайн-покупки совершили 47 млн человек.
Удобство e-commerce оценили и пользователи, и предприниматели, отмечает замгендиректора по связям с индустрией в Ozon Мария Заикина. Она добавила, что в марте новых клиентов стало вдвое больше, чем годом ранее, параллельно наблюдается большой приток селлеров (продавцов) на площадку.
Канал спасения
Для многих компаний e-commerce оказался серьезным подспорьем в карантин, позволившим им удержаться на плаву, но, к сожалению, не стал спасением, отмечает Артем Соколов. По его словам, традиционные офлайн-ритейлеры смогли перевести в онлайн лишь 5–20% продаж от своей обычной выручки, но 80% они потеряли. Причиной тому стал ряд факторов, начиная от смещения спроса в пользу повседневных товаров и заканчивая слабой покупательской способностью населения. Александр Иванов из НАДТ также добавил, что сложившаяся в экономике ситуация с распространением COVID-19 — провальная для всех отраслей, включая и интернет-торговлю. Нельзя сказать, что сектор однозначно оказался в плюсе, но и не в жестком минусе, как, например, ресторанный или другие бизнесы.
Новые паттерны
Со снятием ограничений отмечаются небольшие колебания в онлайн-заказах, но они незначительны, отмечают в АКИТ. В июне в отдельных группах товаров спрос возвращается к стабильным показателям, рассказали и в Ozon. Тогда как в «Почте России» добавили, что ослабление карантина снизило объемы доставок из интернет-магазинов и отделений на дом.
Пандемия сформировала у людей новые паттерны поведения, считает Артем Соколов. В посткоронавирусной реальности большинство покупателей останутся в сфере интернет-торговли. По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, пандемия дала толчок стремительному развитию рынка электронной коммерции, который и в дальнейшем будет динамично расти. Только с весны обороты и выручка российских маркетплейсов выросли от 300% до 700%. Рынок привлек в ряды своих клиентов, даже далеких от онлайн-покупок граждан, которые оценили его возможности и будут использовать его в дальнейшем, уверен он.