Ипотечные заемщики ВТБ массово жалуются на предоставление им собственной программы банка вместо каникул в рамках господдержки. По программе банка сроки кредитов удлиняются не на три-четыре месяца, а на три-четыре года, переплата достигает 2 млн руб. В банке утверждают, что подключают тот или иной вид каникул только исходя из обращения заемщика, а доля желающих отключить услугу незначительна. Юристы и правозащитники говорят о нарушении прав граждан, однако о фиксировании действий, подтверждающих данный факт, заемщикам необходимо позаботиться заранее.
По телефону заемщики получают стандартную информацию: удлинение срока на три-четыре месяца и увеличение суммы кредита на проценты, начисленные за период каникул. Но график платежей, появляющийся после подключения услуги, отличается от этих условий.
Недовольных заемщиков банк информирует, что от услуги нельзя отказаться после подключения. Впрочем, в ряде случаев он все-таки проводил «исправительные мероприятия», по завершению которых услуга была аннулирована, а «график погашения восстановлен». В других отзывах ВТБ готов аннулировать услугу и вернуть заемщику старый график платежей при условии внесения средств за пропущенные в рамках программы месяцы.
Как отмечает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева, «если договор или дополнительное соглашение не подписано, заемщик не ознакомился с документом и его положениями — действия банка неправомерны и их можно расценивать как нарушение закона "О потребительском кредите"». По ее мнению, «у ЦБ в этой ситуации есть все основания для осуществления мер надзорного реагирования».
Юристы разделяют это мнение. «Ипотечные каникулы, предусмотренные 106-ФЗ, и реструктуризация — это разные механизмы, и банк не может подменять один механизм другим без согласия клиента»,— говорит партнер NOVATOR Александр Катков. По его словам, по возможности нужно записывать телефонные разговоры с сотрудниками банка, «чтобы зафиксировать, что они говорили, какие условия обещали». Если банк поменял условия договора на невыгодные для заемщика — это можно считать введением потребителей в заблуждение, подчеркивает юрист, что грозит штрафами (для юрлиц — 20–50 тыс. руб.) и проверками со стороны контролирующих органов, в том числе ЦБ.