Каршеринг в Москве скоро подешевеет, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Цены могут снизиться на 10–15%. С 25 мая услуга краткосрочной аренды автомобилей возвращается в столицу, но взять машину можно будет не менее чем на пять дней. То есть тем, кто решит пользоваться каршерингом для поездок на работу, придется отдавать около 10 тыс. рублей в неделю. Спрос на услугу снизится, предполагают аналитики, а вместе с ним сократится и автопарк — как минимум вдвое, поэтому компаниям придется идти на скидки. Сами участники рынка пока воздерживаются от прогнозов.
Сервис вернулся
В столице 25 мая возобновит работу каршеринг, но в ограниченном формате — арендовать машину можно будет как минимум на пять дней. Компаниям придется обеспечить проверку цифрового пропуска у клиентов. А перед тем, как передать машину от одного пользователя другому, провести ее дезинфекцию. Работу сервисов приостановили 22 апреля для борьбы с распространением коронавируса.
Основные московские игроки — «Яндекс.Драйв», YouDrive, «Делимобиль» — уже заявили о том, что готовы возобновить деятельность.
- Так, арендовать автомобиль в «Яндекс.Драйв» можно будет на 5, 7 и 14 дней. Сроки при необходимости можно продлить, сообщили в компании. Причем сервис предлагает не только легковые, но и грузовые автомобили. Аренда обойдется в 5,6 тыс. рублей за пять дней, пройденный километраж оплачивается дополнительно — от 11,5 рублей за 1 км. Для бронирования машины нужно будет ввести номер действующего пропуска в приложении. По словам представителя сервиса, компания будет проверять его раз в сутки.
- В YouDrive можно будет арендовать машину за 5 тыс. рублей на пять дней, то есть 1 тыс. рублей в сутки, а не 1,8 тыс. рублей, как до пандемии. Правда, сейчас пользователю придется оплатить и стоимость пробега автомобиля. Это обойдется в 8 рублей за 1 км, рассказали в сервисе. Обязательным условием станет наличие длительного цифрового пропуска — например, рабочего.
— После каждой аренды машина будет сниматься с линии, чтобы пройти полную дезинфекцию. Меры направлены на обеспечение безопасности клиентов, — отметили в сервисе.
Там добавили, что процедуры санобработки автомобилей проводились еще до полной остановки работы сервиса, поэтому проблем не возникнет.
Первые дни недели будут ответственными для компаний: им предстоит оценить динамику спроса для того, чтобы скорректировать стратегию — в том числе цены и размер парка, считает директор офиса продаж «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов.
Эксперт отметил, что во время карантина, когда каршеринг еще работал, спрос на эту услугу был очень высоким. Люди не хотели пользоваться общественным транспортом, а свои машины есть не у всех, кроме того, автовладельцам приходится платить за парковку.
Теперь же отсутствие прежней поминутной тарификации, безусловно, делает услугу каршеринга существенно менее выгодной для клиента, чем раньше. К среднему тарифу 5–5,5 тыс. ему придется добавлять еще около 3 тыс. рублей, если он решил ездить на арендованной машине на работу и с работы (условно — из спального района в центр столицы и обратно).
Спрос на вернувшийся каршеринг сложно прогнозировать, отмечает Вячеслав Абрамов. Но снижение цен в дальнейшем, по мнению аналитика, возможно. Немногие решатся отдавать за аренду, к примеру, Hyundai Solaris 40 тыс. рублей в месяц.
Масштабы будут уже не те
В столице, по данным на начало 2020 года, насчитывалось около 31 тыс. каршеринговых машин, сообщали в городском департаменте транспорта. По этому показателю Москва опередила Нью-Йорк и Токио. Поэтому можно предположить, что пандемия коронавируса не убьет каршеринг, но масштабы бизнеса сильно сократятся, сказал директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Парк действующих автомобилей, по оценкам эксперта, компаниям придется уменьшить вдвое.
— Основным негативным фактором станут опасения людей подхватить инфекцию. Поэтому они будут стараться минимизировать поездки как в общественном транспорте, так и в арендованных машинах, — считает он.
Эксперт добавил, что сокращение парка приведет к снижению привлекательности краткосрочной аренды, когда карантинные мероприятия снимут. Каршеринговых автомобилей станет меньше, а значит, идти до ближайшей такой машины придется гораздо дольше, пояснил он. Игорь Николаев согласен, что в краткосрочной перспективе каршеринговые компании могут снизить цены, чтобы привлечь клиентов. Но затем, предположил эксперт, они, скорее всего, снова начнут расти.
По мнению аналитика «Финам» Леонида Делицына, из-за пандемии рынок каршеринга сократится на 37% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, а цены на услугу снизятся на 10–15%. Однако в ближайшую неделю резких изменений в условиях аренды не будет, добавил ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его мнению, компаниям нужно время, чтобы изучить ситуацию.
Эксперт добавил, что снижение доходов населения за время вынужденной самоизоляции повлияют на количество клиентов сервисов. Сейчас основные усилия компаний будут направлены на возвращение своих доходов. Восстановление рынка, по мнению эксперта, может занять около года.